Saga

Материал из WiseKaa's Music - сайт рецензий и подборов от Мудрого Каа

Перейти к: навигация, поиск
Saga в 1983 году
Saga в наше время
Дискография Saga
Saga (1978)
Images at Twilight (1979)
Silent Knight (1980)
Worlds Apart (1981)
Heads or Tales (1983)
Behaviour (1985)
Wildest Dreams (1987)
The Beginners Guide To Throwing Shapes (1989)
The Security of Illusion (1993)
Steel Umbrellas (1994)
Generation 13 (1995)
Pleasure & the Pain (1997)
Файл:Rating.png Phase 1 (1998)
Full Circle (1999)
House of Cards (2001)
Marathon (2003)
Network (2004)
The Chapters Live (Live) (2005)
Trust (2006)
10,000 Days (2007)
Файл:Rating.png The Human Condition (2009)
Файл:Rating.png 20/20 (2012)
Хитпарад Saga
1 Image:TrackRating5.png The media player is loading...

Images (Chapter 1)
2 Image:TrackRating5.png The media player is loading...

Don't Be Late (Chapter 2)
3 Image:TrackRating5.png The media player is loading...

Humble Stance
4 Image:TrackRating5.png The media player is loading...

Wind Him Up
5 Image:TrackRating5.png The media player is loading...

Too Much to Lose (Chapter 7)
6 Image:TrackRating5.png The media player is loading...

Careful Where You Step
7 Image:TrackRating5.png The media player is loading...

No Regrets (Chapter 5)
8 Image:TrackRating5.png The media player is loading...

No Stranger (Chapter 8)
9 Image:TrackRating5.png The media player is loading...

Out of the Shadows
10 Image:TrackRating5.png The media player is loading...

Intermission
Шестой полноправный член группы - образ инопланетной саранчи

Страна и город основания: Канада
Годы работы:1977-наст. время
Основной стиль:Прогрессив-рок
Состав:
Золотой состав: Michael Sadler – вокал, клавиши, Jim Crichton – бас, клавиши, Ian Crichton – гитара, Jim Gilmour – клавиши, Steve Negus - ударные.
Другие музыканты:Gregg Chadd, Peter Rochon, Mike Thorne, Brian Doerner, Rob Moratti, Christian Simpson


     Saga - рыцарская прогрессив-группа второй волны из Канады. Точнее говоря - это они и породили вторую волну, поскольку, выпустив свой первый альбом в очень неблагодатном для прогрессива 1978 году, умудрились сразу найти в нем свой звук, пробиться в люди и вновь заинтересовать слушателя этим музыкальным стилем. Что же в ней интересного?

Во-первых

    Во-первых – ее звук в целом, необычный и классный. Они никогда не стеснялись смешивать самые жирные звуки, которые только могли извлечь из своих инструментов, а потом еще и умудрялись сделать так, чтобы все это не звучало кашей (правда, с 1993 года они разучились это делать). В общем они достаточно предсказуемы по содержанию, но формы они выбирают иногда очень неожиданно. Они не математики, но виртуозы исполнения и звучания. Их основная фишка заключалась в придумывании достаточно длинных и необычных инструментальных партий, арпеджио и стаккато, которые заткнули бы иное соло, а потом делать из этого риффы с подключением разных инструментов (как, например, в “Careful Where You Step”) и на эту основу продолжать накладывать другие партии. Еще один прием - повтор одних и тех же партий разными инструментами, в разных регистрах и по всей панораме, с высококлассным их взаимодействием. Кроме того, в их арсенале очень развиты трубные, средневековые звуки, придающие музыке парадность и торжественность. По динамике и развертке они в ранних альбомах не уступали Yes. Они – мастера композиции и завершения, с отличным умением вытягивать даже слабую в начале идею в нечто монументальное - с помощью грамотного построения пьес и шикарных инструментальных секций.

Во-вторых

     Во-вторых, странный и любопытный вокалист. Michael Sadler (Майкл Садлер) поет очень необычно - как посланник некой миссии перед последним заданием, которое может стоить ему жизни - очень выразительно, страстно, эмоционально, эстетстки, устремленно, почти фатально. Его голос специфически записывают, особенно в ранних альбомах - из-за большого динамического диапазона даже в пределах нескольких секунд он часто проваливается и появляется вновь, а его атаки звучат как резко включенный пылесос.

В-третьих

     В-третьих, гитарист Ian Crichton (Айан Крайтон). Его стиль игры - огромное количество коротких соло-вставок, на большом перегрузе, с рычагом, бендами и искусственными флажолетами. В записи он, лишь пару раз наложив свои партии, умудряется заменить собой соло-, ритм-гитариста и даже частично басиста. Он может молниеносно переходить с верхнего регистра на нижний, с пауэр-аккордов на соло на двадцатых ладах, с арпеджио на свинги, в итоге заполоняя, цементируя собой абсолютно все звуковое пространство! Я не поверил в то, что именно он (а не басист) в записях и рычит, и визжит, и высекает искры, и молниеносно плетет паутинки, пока не увидел это на записях концертов. Он играет так, как будто ему нечего терять, и он непревзойденный спец по трубным отрывистым звукам на всем нотном диапазоне. Проблема в том, что его действия далеко не всегда адекватны. Со временем он настолько навострился играть партии любой сложности и любого назначения, что ему стало скучно в рамках традиционных гармоний, и он перешел на стиль "что хочу, то и играю", вплоть до хроматической и атональной игры. Первые выходы в этом направлении за рамки разумного наблюдаются в Security of Illusion (1993), где он начал постоянно давить power-аккорды и держать их все время, уничтожая уши, и чем дальше, тем хуже. В дальнейшем он даже перестал вкладывать в свою игру что-то похожее на душу, он просто продолжает соревноваться сам с собой в вычурности партий. Мне показалось, что таким образом он как гитарист идет к деградации, поскольку воспринимает гитару не как выразительное средство, а как технический предмет для изощренного изучения. Однако в ранних альбомах он действует очень интересно, и я бы назвал его одним из самых эстетствующих, нетривиальных и емких гитаристов современности. На нем можно учиться уместности гитарной игры - он демонстрировал ее чудеса в “Behaviour”, и ужасы неуместности в поздних альбомах.
     Если говорить об остальных музыкантах, то они просто на высоте – клавишники, постоянно умудряющиеся придумывать нестандартные ходы на пустом месте, бессменный басист Jim Crichton в тени, но если уж вылезет, то сыграет что-то предельно прекрасное. Кроме того, почти все тексты принадлежат именно ему, и концепт тоже в основном его. Ударники в группе всегда были неплохие, но опять же, к сожалению, ни разу они не вышли за рамки 4/4, а начиная с 89 года филонят по страшному (особенно Негус), из-за чего поздняя Saga скорее относится к хард- и поп-року, чем к прогу. Ведь прог - это не один только выпрыгивающий из штанов Айан Крайтон.

В-четвертых

     Ну и в-четвертых - это самый Концепт, елки-палки - лучший, что я знаю. Они собрались в 1977 году, и уже тогда проработали свою историю о похищении мозга Эйнштена. Эту историю они, как паззл, вкрапляли по кусочкам в свои альбомы, причем в перемешанном порядке. В итоге концепту предстояло прожить 30 лет, и под стать ему - всегда увлекательные, связанные общим сюжетом обложки альбомов. Вы только представьте себе - они были уверены, что не умрут, что группа еще будет существовать, и им еще будет что сказать. Вся эта вселенская тревога, эти названия – “Не опоздай”, “Осторожно куда наступаешь”, “Спящий мир” – романтика, да и только. Последняя часть оригинальной истории из восьми глав была написана в 1982 году, и тогда же стало понятно, что время концептов ушло. Сага заморозила проект, продолжая выпускать то отличные, то слабые альбомы, и дожидаясь момента. Они дождались его в 2001 году, написав еще 8 глав продолжения. Лучше они или хуже первых - в данном случае мне вообще неинтересно. Хотя да – хуже раз в десять. И сами эти новоделанные альбомы - это просто тако-ой мутный каше-однообразный мрак, в основном "благодаря" уже упомянутой проблеме с гитаристом, что на часть из них у меня даже один и тот же текст рецензии - досадливо-ругательный. Но мне здесь интересно только их терпение и целеустремленность. В любом случае, в один прекрасный день они все-таки исполнили все главы по порядку, в 2005 году, и издали, так сказать, всю историю - к тому же иллюстрировав ее стильными карандашными рисунками. Пусть сам рассказ в итоге получился не особенно-то захватывающим и связным, но сама идея – придуманная, пронесенная через всю жизнь и реализованная - у меня вызывает такое бесконечное почтение, что мне не остается ничего другого, как развести руками и оформить отдельную статью про этот получившийся фантастический рассказ с переводом на русский.
     В целом у Саги очень призывная музыка, неподдельная по эмоциям, и мне очень жаль, что их сейчас совсем забыли, а они много чему могли бы научить некоторых наших равнодушных и циничных современников.

P.S.

     Saga - действительно хорошая группа, поэтому я намеренно опустил из их дискографии всякое побочное барахло. К сожалению, они выпускали вещи и похуже Trust и 10000 Days. Например, EP "Gotta Love It" с невероятно мерзким одноименным синглом, выпущенным в поддержку сборника хитов The Works. Что касается собственно сборников, то их было несколько:

1. Time’s Up (1986)

2. The Works (1991)

3. 1978-1993 All The Best (1993)

4. The Very Best Of (1994)

5. Defining Moments (1994)

6. Remember When - The Very Best of Saga (2006)

Обложка сборника Time’s Up
Обратная сторона

     Разумеется, каждый последующий сборник громче и компрессированней предыдущего. Ни в одном из них совершенно не прослеживается Концепт, многие песни в силу их разного времени вместе просто не воспринимаются. Так что ценного в сборниках мало, но все же есть. Например, в первых четырех – правильная версия “The Flyer” – без перегруза по высоким. Это хорошая песня, сохраните ее из любого сборника №2, 3 или 4, в них она звучит плотнее, чем в №1. Зато в №1 классная компьютерная обложка, хотя в №4 тоже ничего. В №2 три новые песни – “Gotta Love It” (которую мы уже терпели в сингле), “The Call” и “Solsbury Hill”. Стилистически это пресный поп-рок где-то между их 87 и 89 годом, внимания не заслуживает. Еще там концертные "Wind Him Up" и "Brief Case" (две минуты звучания ударных). В №6 много концертных версий (это помимо чистых концертников).

Кстати, сами концертники - дело другое. Их тоже было немало:

1. In Transit (1982)

2. Detours (1999)

3. The Chapters Live (2005)

4. Worlds Apart Revisited (2007)

5. Contact Live in Munich (2009)

6. Heads Or Tales Live (2011)

     Все они более чем достойны прослушивания, ибо Saga на сцене рулит как никто. Живые исполнения таких шедевров, как "Don’t Be Late" и "Humble Stance", просто завораживают, и их можно смело собирать как отдельную коллекцию. Звук на концертниках разный, но везде по-своему неплох, хотя лично мне больше по душе In Transit и Detours. Ну а Chapters Live - это закрытие эпохи, поэтому я его включил в основную дискографию. (Wisekaa)

Источник — «http://wkmusic.ru/index.php/Saga»