О прогрессив- и арт-роке

Материал из WiseKaa's Music - сайт рецензий и подборов от Мудрого Каа

Перейти к: навигация, поиск

Содержание

„Прогрессивные коллективы - это те, кто играют много, долго и сложно.“
— Аэростатъ отъ Бориса, глава 35, стих 6 от 15 янв 2006 года Р.Х.

Что такое Прогрессив-рок?


     Основные черты прогрессив-рока - сложность, полифония, насыщенность и контрастность звука, частая смена ритма, виртуозные инструментальные партии, многоголосие, развернутая, сонатная или сюитная структура композиций, заимствованная из классической музыки, часто концептуальность, абстрактность, затрагивание философских и глобальных тем. Короче говоря, преобладание процесса и креатива над радиоформатом. Не путайте прогрессив-рок с другими прогрессивными направлениями, например электро-прогрессивом, в котором главное - расширение рамок звучания - временных, выразительных, звукоинженерных, но ни о какой виртуозности речи не идет.

    Что касается арт-рока, то, по моему мнению, этот термин не идентичен прогрессиву, как обычно считают. Арт-рок является абсолютом прогрессива, его идеалом, когда все технические и интеллектуальные навороты перестают становиться целью, а начинают быть средством, той кистью, которой пишутся настоящие, художественные (art!) полотна. К арту можно прийти только через прогрессив (ведь прежде чем писать картины, нужно научиться держать в руках кисть), возможно, в этом причина отождествления этих двух стилей. Однако, мне кажется, что абсолютного звания “Арт-роковый альбом” заслуживают лишь те альбомы, которые являются художественными произведениями по своей масштабности, а не по средствам, которыми были получены. Настоящий арт-рок – это новый мир, расписанный мастерством музыкантов. И таких художественных явлений я могу пока назвать только три – Close to the Edge и Tales from Topographic Oceans группы Yes, и отгроханную в нескольких альбомах галактику под названием Tubular Bells композитора Mike Oldfield. Слушаешь, и возникает ощущение, знакомое каждому меломану при прослушивании своих любимых произведений - кажется, что музыка проникает, пронизывает насквозь, поглощает, становится основным органом восприятия, хочется каждой клеткой продолжать волы и вибрации, порождаемые этими звуками. Такая музыка удовлетворяет интеллектуальные, эмоциональные, чувственные потребности, в ней хочется купаться, жить, разделить ее с другими людьми.

Идея, Техника и Пафос

    Послушав много прогрессива, уловив его принципы и повторяющиеся моменты, я открыл метод, с помощью которого для себя отличаю достойный альбом от проходного. Как мне кажется, в прогрессиве соседствуют и конкурируют три составляющие – идея, техника и пафос.

Идея. Mike Oldfield.
    

Идея — это тот стержень, который позволяет треку длиться целую сторону пластинки. Кроме того, в понятие идеи входит и целостность. Отсутствие целостности — это главная беда многих прогрессив-опусов. Нет идеи — нет и целостности, и альбом разваливается на фрагменты мыслей, а в худшем случае — отдельных партий, за которыми не видно цельной картины. Очевидный способ собрать все вместе — это использовать проверенные веками схемы из классической музыки. К примеру, можно провести аналогию между пьесой Close to the Edge группы Yes и Патетической сонатой Бетховена с трехчастной структурой Grave - Adagio - Allegro. Но большинство прог-музыкантов не заморачиваются со структурой и композиционной дисциплиной. Они просто вываливают нам на голову очередь из сольных, эгоистичных партий, да, часто усердных и техничных, но очень утомительных. Кроме целостности, прогрессив должен быть мелодичным, ну хоть немного. Никто не против экспериментов, но несоблюдение элементарных азов гармонии приводит очередную группу в очень густонаселенное место — так называемый «Тупичок Неслушабельности». Отрицательных примеров тут навалом, их, к сожалению, на два порядка больше, чем положительных.

    

Техника. Mike Oldfield. Запись Tubular Bells.

Техника – это то, что держит идею на плаву. Обычно у музыкантов с техникой исполнения все в порядке (других в прог не берут), а вот с техникой записи, режиссуры и сведения все намного хуже. Да, прогрессив – это не R&B, где вылизывают каждый звук. Но у меня складывается ощущение, что многие группы сильно экономят на звукоинженере, в результате на диск попадает либо каша из несочетаемых по звуку партий, либо простыня одиноких, разделенных дорожек. Последняя ситуация опять же ведет к нарушению целостности, но уже с другой стороны. Пример – альбом Blueprint of the World группы Enchant, где партии настолько тщательно разведены по отдельным комнатам, что перестали слушаться как единое целое. А обиднее всего, когда все сделано правильно и здорово, но запись портит какой-нибудь “мастер”, заснувший на эквалайзере (шикарный альбом Saga - Heads or Tales, но с ужасным перегрузом высоких частот). Ну и эпидемия последних лет – неумеренное увлечение компрессором в целях поднять RMS и получить “стену звука”. Да, стена получается, но с шипами, уродливыми углами и кусками мяса. Из-за ошибок в динамической балансировке она давит, отторгает неструктурированным грохотом (Rush - Snakes and Arrows - на грани фола).



    
Пафос. Ария, Лужники, 18 ноября 2003 года. Оператор передвижений Христа - А. Беркут. Офигенный был концерт, сходил с огромным удовольствием.
Пафос крупным планом. Slayer в концертных декорациях Megadeth (фотошоп, ага).

Пафос – это гордость за то, что какую крутую вещь слабали музыканты. Пафос в прогрессиве есть всегда, ибо прогрессивщики не играют, а “вершат, тягают весь мир”, но он позволен лишь тогда, когда для него есть хорошая почва – идея, которая воплощена и качественно сыграна и записана. Нельзя путать пафос и эмоциональность, часто это диаметрально противоположные явления! Пафос, напыщенность убивают душу в музыке, она сразу становится неискренней. Перегиб в пафосе (выпендреж) способен похоронить даже очень сильную идею и технику (весь поздний Dream Theater – лучший пример). Кроме гениальной и реализованной идеи, пафос можно компенсировать либо иронией, либо слишком сильным зашкалом, как например у Арии (ее рок-оперы “Игра с огнем” и “Кровь за кровь” вполне сойдут за прогрессив). Песни Арии поются с таким нарочитым Вспыщем, с предельно серьезным отношением, а это дает противоположный эффект - несерьезное или иронично-серьезное восприятие, что, однако, доставляет особое удовольствие. Ну и наверно где-то пафос позволителен со скидкой на конкретную личность, например, Фредди Меркьюри. Его личность такова, что у него пафосность неотделима от его эмоциональности - это часть его образа, его шоу, и это звучит искренне. Но вообще пафоса никогда не бывает мало, и тому потрясающий пример – великолепные полотна группы Camel, записанные предельно скромным, камерным звуком. Итак - в общем случае, искренность и душевность - на одном полюсе, пафос - на другом, и его нельзя путать с эмоциональностью. На моем прогрессив-метре можно считать, что чем меньше полоска Пафоса, тем альбом более искренний, душевный.

Прогрессив-метр

    Таким образом, я ввел в рецензии так называемый “Прогрессив-метр”. В принципе, прогрессив-метр можно было бы назвать пафос-метром, но я пока не рискну распространять эту свою вышеизложенную идею на всю музыку. Прогрессив-метр пока будет появляться только в альбомах, имеющих отношение к этому стилю.

    Итак, в идеале в прогрессиве Идеи и Техники должно быть побольше, а Пафоса – поменьше, или хотя бы никак не больше, чем Идеи или Техники.

Прогрессив-метр
Идея
Техника
Пафос



    Говоря образно, если в музыке много и техники и пафоса – это как будто вам дарят всю вселенную, с придыханием, на коленях, с блеском в глазах, но это действительно оказывается вся вселенная.




Прогрессив-метр
Идея
Техника
Пафос



    Мало пафоса – это вам дарят ту же вселенную, но в виде скромного брелка, типа того, что украшал ошейник кота Ориона из фильма “Люди в черном”.





Прогрессив-метр
Идея
Техника
Пафос



    А когда мало идеи с техникой, и много пафоса – это когда вам дарят огромную красивую коробку, задыхаясь, распинаются, что там вселенная, а открываешь – а там глобус.




    Вот при идеальном соотношении этих компонентов и рождаются вещи, которые сильнее суммы их составляющих. Появляется некая внутренняя вибрация, которая сносит слушателя с катушек. Именно такую музыку я ищу, и в этом процессе, уверен, далеко не одинок. (Wisekaa)