О подборах

Материал из WiseKaa's Music - сайт рецензий и подборов от Мудрого Каа

Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Мотивация

Интерфейс Digital Music Mentor
Интерфейс Transcribe

     В этом разделе я буду выкладывать подборы песен, которые исполняю сам.
     Зачем, спросите вы? Ведь в интернете куча ресурсов типа Аккордов-Песен-Песенок.ру и их клонов.
     Однако качество подборов там, мягко говоря, отвратительное. Это рекламные сайты, публикация качественного материала там никого не интересует. Чуть получше сайт accords-land.ru, более-менее толковым, а главное, огромным ресурсом оказался amdm.ru, откуда я, собственно и таскал большую часть текстов и зачаточных подборов, еще лучше bestsong.ru, а также сайт muzland.ru, где действительно заботятся о качестве материала.
     И тем не менее, не было еще ни одного случая, чтобы я принял скачанный подбор для себя как есть, всегда находились моменты, режущие слух, каждый подбор приходилось дорабатывать – аккорды то неверные, то неточные, то неполные.
     В большинстве случаев для понимания гармонии приходилось многократно и тщательно выслушивать оригинал, выискивая ляпы горе-подбирастов. Но поскольку абсолютным слухом я не обладаю, то часто приходилось еще и разбирать песню в программе автоматического распознавания гармонии Digital Music Mentor, которая иногда подкидывала толковые идеи. А в особо запущенных случаях (например, Никитины, Дольский) я потрошил песню в программе Transcribe!, выковыривая по спектру авторские нотки-нюансы. Иногда моего упорства хватало даже на то, чтобы проштудировать скачанные многополосные табы песни в Guitar Pro, и ухитриться переложить все ее многообразие для исполнения на одной гитаре! (песни Queen, Rush, U2).
     Итак, предлагаемые подборы – это результат моего кропотливого труда. Они учитывают некоторые вещи, которые обычно не воспринимаются всерьез (см. Нюансы), в результате чего исполнение теряет значительную часть красок. Еще мои подборы максимально приближены к оригиналу, и при этом могут быть сыграны после небольших репетиций большинством начинающих гитаристов, включая тех, кто не дотягивается голосом до высоты оригинала (см. О транспозиции). Я сделал все, чтобы моим подбором можно было пользоваться в полевых условиях.

Как публикуются подборы

Песенник такой песенник на фоне каподастра

     Этот сайт я задумал уже после того, как появился на свет мой толстенный песенник в печатном виде. В нем все аккорды стоят точно на своем месте, и они расставлены в каждом куплете, а не только в первом. Такой подход позволяет петь песню с листа, не боясь того, что вы можете сбиться с аккордов, читая слова третьего куплета. Я решил выкладывать свои подборы двумя способами - в виде текста и в виде картинки из этого песенника. Текст удобнее читать и копировать, он индексируется поисковиками, однако аккорды в текстовом варианте иногда стоят не совсем на своем месте, что связано с разным отображением шрифтов и пробелов разными браузерами. Картинка же лишена этого недостатка, она точно передает всю табуляцию. Кроме того, она зачастую более подробна - содержит фрагменты табулатур.
     У публикации подбора в виде картинки есть и другой плюс. В моем песеннике каждая песня должна была занимать ровно полстраницы A4, иначе песенник становился неаккуратным. Скопировав картинку в Word, на половину листа A4, вы получите аккуратный документ, который не поедет при печати.

     На моем сайте вы не найдете ни одного подбора-копипаста. Тем не менее, мой личный вклад в каждом конкретном случае был разным. Я ни в коем случае не желаю умалить труд того человека, интернетного Анонимуса, который создал хотя бы тот сырой вариант подбора, который я скачал и довел до ума. Однако я уже не помню, откуда конкретно я качал тот или иной подбор. Поэтому пока я оставляю часть авторских прав за этим Анонимусом, а если кто-то признает в моем подборе черты своего - пусть напишет мне об этом, я впишу его в авторы подбора. На сайте представлены следущие виды подборов по авторству:
     100% ©Wisekaa - это 100% мой подбор. В основном это редкие или детские песни, они подбирались с нуля, поскольку в интернете не было найдено вообще ни одного подбора для них.
     90% ©Wisekaa (+Guitar Pro) - мой подбор был основан на распространяемых в интернете мультиинструментальных табах песни в Guitar Pro. Мой труд (надо сказать, довольно адский) заключался в том, что я адаптировал эти табы для игры на одной гитаре. Сохраняя, по возможности, максимум нюансов. Это практически равносильно подбору с нуля, поскольку, несмотря на то, что правильный подбор (если его можно так назвать) изначально был, воспользоваться им по назначению (исполнить песню под гитару) было невозможно. В основном это песни рок-групп.
     90% ©Wisekaa, 10% ©Anonymous - кардинально переработанный чужой подбор с исправлением большей части аккордов. В большинстве своем это известные песни, подборы к которым висят на многих сайтах, бездумно скопированные друг у друга. Проблема лишь в том, что пользоваться этими подборами без содрогания может только глухой.
     50% ©Wisekaa, 50% ©Anonymous - это честно скачанный добротный чужой подбор, доработанный, исправленный и обогащенный мной.
     90% ©Anonymous, 10%©Wisekaa - незначительно измененный чужой подбор (исправлено несколько аккордов, изменено их обозначение). Обычно это песни, которые не вызывают у меня интереса, а выученные по заказу (почти весь ДДТ, к примеру). В редких случаях это причесанный вариант действительно толкового подбора, который после моих правок стало просто удобнее играть с листа.

     В начале подбора будут комментарии, помогающие лучше понять подбор, или освещающие некоторые спорные моменты в нем.

     Каждому подбору присваивается степень сложности. Она измеряется в гитаролопатах, указывая на то, сколько времени придется эту песню “копать”:

- элементарнейшая песня на 3-4-5 аккордах. Баррэ мало или нет совсем. Не требует разучивания, читается с листа в любое время.

- простая песня. Прогоните ее дома 2-3 раза, и она станет для вас элементарной. Скорее всего, вы также исполните ее с листа в любое время, либо она изредка потребует освежения в памяти.

- песня умеренной сложности. Требует небольших репетиций – имеется либо пара сложных аккордов, либо мелодические особенности, которые на лету можно не осилить. Будучи раз выученной, периодически требует возобновления репетиций, иначе при исполнении можно облажаться.

- сложная песня – требует выучивания, как настоящее музыкальное произведение. Включает либо сложную гармонию, нюансировку, либо требует определенного технического мастерства – в левой или правой руке. В любом случае сразу с листа не читается. Требует постоянных репетиций.

- сложнейшая песня. Вам не удастся исполнить ее вживую с листа, если вы целенаправленно не учили ее к какому-то конкретному выступлению. Либо ее в принципе сложно выучить.


      Перед каждым подбором расположена фраза типа:
"Оригинальная тональность - A, тональность подбора - F, транспозиция от оригинала - вниз на 4 полутона (большую терцию). Каподастр на I ладу => аппликатурная тональность E."
     Это означает, что в оригинале песня играется в ля-мажоре (A), но для меня это высоко и я транспонировал ее ниже на 4 полутона - в фа-мажор (F). При этом все аккорды изменились и, к примеру, стали недостаточно удобными, либо возникли другие неудобства (см. Нюансы). Тогда я ставлю каподастр на I лад, т.е. поднимаю порожек на 1 полутон, и играю в том же самом фа-мажоре, но с аппликатурой в левой руке, как в ми-мажоре (E). Проиллюстрирую:

Предположим, в оригинале тональность песни - A (рис.1). Мне это высоко, я бы опустил все вниз на 5 полутонов, в E (001220) , но в E мне не нравится - некрасиво. Зато красиво, если опустить на 4 полутона, получилась тональность F (112331). Таким образом, транспонированная тональность - F (рис.2). Все хорошо, да играть все на баррэ мне неудобно. Ставим каподастр на I лад, пишем " Capo I " в начале подбора и начинаем спокойно играть левой рукой E (001220) (рис.3). Таким образом, аппликатура левой руки и обозначения аккордов соответствуют тональности E, но звучит при этом, разумеется, F.

      Конечно, вы можете и сами транспонировать приведенные в подборе аккорды под себя, под свой голос. Если вы при этом получите неберущиеся аккорды, то используйте каподастр! (см. О каподастре)

Условные обозначения

     Первое, что необходимо твердо выучить, это буквенные обозначения нот. Обратите внимание, что ноты обозначаются малыми буквами, а аккорды - большими: c - До, c# - До-диез, d - Ре, dФайл:bemol.png - Ре-бемоль, e- Ми, f - Фа, g - Соль, a - Ля, b - Си-бемоль, h - Си, C - До мажор, Hm - Си-минор и т.д. Сразу внесу ясность - именно такое обозначение нот Си и Си-бемоль является правильным. Таким образом, часто встречающиеся обозначения аккордов HФайл:bemol.png или BФайл:bemol.png - неверны. В программе Guitar Pro также неверные обозначения (так сделано, видимо, для упрощения) - там B - это Си, а не Си-бемоль, а буквы H нет вообще.
     Записи вроде C, Dm, Esus4, F7M, Baug и т.д. – обозначают аккорды в общепринятом буквенно-цифровом обозначении. Ваша задача – научиться быстро ассоциировать эти буквы с определенным положение пальцев на грифе и брать все аккорды на лету, и одновременно петь слова, над которыми эти буквы стоят. Тогда, в идеале, получается песня. Обратите внимание, что если используется каподастр, то он считается за порожек, и лады отсчитываются от него, а не от порожка. Поэтому если стоит каподастр, то точки на грифе гитары перестают служить вам ориентиром.
      (232002) – цифровое обозначение аккорда, в данном случае D\F#. Это означает, что первую струну надо прижать на втором ладу, вторую на третьем, 0 – это открытая струна, x - струна не играется или глушится. Такие обозначения приходится писать, когда по каким-то причинам важно брать именно такую аппликатуру. Или буквенное обозначение аккорда слишком сложное. Например, аккорд G#7M\A вспомнить явно сложнее, чем его цифровое обозначение - (23450x). Обычно номера ладов пишутся от первой струны к шестой. Но иногда удобнее писать от шестой к первой (например, когда аккорд играется арпеджио от баса вверх, удобнее писать сначала бас, потом верхние струны), я буду об этом отдельно акцентировать внимание в комментариях. Что касается каподастра – то же самое - если он стоит, то номера ладов отныне считаются от него!
     Обозначения типа C\A означают, что берется аккорд C, но с басом A. Иногда приходится играть целые басовые линии посреди аккордов – они так же будут обозначаться большими буквами. Например E-F-G-A.
     Выражения типа C\d означают, что нужно взять дополнительную ноту на верхних струнах, в данном случае взять d на третьем ладу второй струны, то есть C\d=Cadd9 (030230). Аналогично, соло на верхних струнах также будет обозначаться малыми буквами, например c-d-e-f-g-a. Ни о каких длительностях тут, разумеется, и речи нет, такая запись – лишь памятка вам, напоминание, как надо играть заранее выученную вами вещь.
      Вот такое обозначение - C(III) говорит о том, что нужно брать не привычную аппликатуру аккорда С (010230), а с баррэ в III позиции. Почему это важно - см Нюансы. Обозначается баррэ двумя способами. Например, C(III) можно написать так - (355533). Эта запись более универсальна - все лады отсчитываются от порожка (или от каподастра). Вторая запись выглядит так: (BIII/022200). Эта запись длиннее, но проще - ставим баррэ на третьем ладу, а остальные номера ладов отсчитываются уже от баррэ. Если какой-то аккорд играется только на баррэ, то указание лада обычно не ставится. Например, запись F#m и так предполагает баррэ на II ладу (222442). А вот если возможных вариантов аппликатуры несколько, то я обычно указываю, какой из них требуется - например - B(I) - это (133311), а B(VI) - это (667886). Иногда указание позиции не обязательно означает баррэ, оно просто подготавливает вас к переносу руки. В этом случае позиция - это лад, куда ставится указательный палец. Пример: C#m7(IV) - это обычный вариант - (454644), а C#m7\e (IV) - это (006640), который берется без баррэ.

О транспозиции

     После того, как я добивался точности подбора, всегда наступал самый мучительный этап. Дело в том, что я не могу похвастаться верхним регистром - мой комфортный диапазон составляет около 2 октав - от E (открытая 6 струна гитары) до c# (второй лад второй струны гитары), могу спеть одиночную ноту не выше g (третий лад на первой струне гитары), в то время как большинство вокалистов поют немного выше, в среднем на терцию-квинту выше моего комфортного диапазона. Кроме того, даже если я могу спеть достаточно высоко, то в компании, в которой я пою, не все могут, причем для парней это будет высоко, а для девушек низко, а если брать на октаву выше – снова высоко. Поэтому подавляющее большинство моих подборов транспонировано вниз.
     На некоторых сайтах с подборами (в частности, muzland.ru) имеется удобный механизм авто-транспонирования. Нажимаете кнопку, и все аккорды меняются согласно выбранной тональности. Я скептически отношусь к такой вольности, и вот почему.
     В самом факте транспозиции кроется подводный камень. Дело в том, что далеко не всякая транспозиция подойдет к песне. Ведь не зря песня была написана автором в определенной тональности. Тоника имеет определенную физическую частоту и она задает эмоциональный фон всей песне. Например, До мажор (C) является самым веселым из мажоров, а До минор (Cm) – самым трагичным из миноров. Не зря большинство маршей написано в С, а похоронный марш – в Сm. По странному совпадению, в Cm написано также множество детских песенок... Чтобы убедиться в сказанном, откройте известную вещь (например, Yesterday группы Beatles) в Transcribe (или любом другом звуковом редакторе) и измените тональность при сохранении скорости воспроизведения. Вы удивитесь, насколько тональность влияет на восприятие – песня меняется до неузнаваемости.
     Таким образом, для транспонирования песни вниз мне приходилось перебирать кучу вариантов, чтобы найти один, примерно сохраняющий настроение оригинала. В итоге было найдено, что обычно наиболее безболезненно опускать тонику на кварту или квинту. Таким образом, Yesterday из оригинального F неплохо зазвучал в B. Если это много – то можно опускать на полтона или тон (например, Beatles – Do you want to know a secret).
      Таким образом, все песни, опубликованные на сайте, звучат в одном и том же регистре. Если ваш диапазон совпадает с моим (что очень вероятно, по опыту выступления в компаниях) - пользуйтесь подборами в том виде, в котором они написаны. Если же нет - то достаточно транспонировать их под себя, причем на один и тот же интервал.

О каподастре

     Если получившаяся тональность трудно играется на гитаре – используйте каподастр. Многие из моих подборов требуют его. Например, тот же Yesterday группы Beatles, транспонированный в B, на самом деле играется с аппликатурой A, с каподастром на I ладу.
     Вообще, одним из отличительных особенностей моих подборов является широкое использование каподастра. Этот волшебный предмет решает несколько задач.
     1. Он дает пространство для маневра, если в компании, где вы играете, требуется играть ниже и выше. То есть, конечно, ниже играть вам удастся только если мой подбор изначально требовал каподастра на каком-то ладу – вы просто его снимаете или ставите ниже. Если капо изначально не было, то придется быстро транспонировать в уме. А зато если надо играть выше – всегда пожалуйста - ставьте капо на более высокий лад.
     2. Лично мне с опытом стала сильно мозолить слух игра на открытых аккордах Am, Dm, Em и т.п. Кому ни дашь гитару – все теребят эти несчастные аккорды. А поставь капо хоть на I лад – и то же самое звучит интереснее!
     3. И главное - каподастр позволяет использовать более удобную аппликатуру левой руки, играя при этом в требуемой тональности.

Нюансы

     1. Иногда мне приходилось отступаться от своей педантичности в плане близости настроения подбора оригиналу, поскольку на передний план выходили другие факторы, а именно – технические сложности. Это ни в коем случае не сложности взятия аккордов (баррэ, необычные аккорды), а, к примеру, необходимость играть соло, басовую линию, сложные риффы (Ария, Rush). Если в песне имеются такие элементы, а транспозиция в принципе на слух не сильно портит вещь по настроению, тогда, конечно, я выберу тональность, в которой легче сыграть какие-то сложные моменты.
     2. Иногда я сознательно шел на искажение оригинала, подбирая тональность, которая, по моему мнению, лучше идет песне. Например, мне показалось, что песня Чайфа “Оранжевое настроение” будет более выгодно звучать в более “оранжевой”, солнечной тональности D#, а не в оригинальной, довольно топорной тональности C, или близкой ей тональности G, куда я и транспонировал бы какую-нибудь другую песню.
     3. Иногда на выбор тональности влияет тот факт, что некоторые аккорды в своей обычной аппликатуре звучат красиво, другие – нет. Например, в песне “17 лет” Чайфа связка C-C7-F-Fm просто великолепно звучит, потому что отлично звучит С7 (013230). Ни один септаккорд не звучит так красиво, а транспонированная, к примеру, в G эта же связка в первой позиции G-G7-C-Cm звучит плохо, потому что по-уродски звучит G7 (100023). Вот некрасиво звучит, и все. Да, можно поставить каподастр на III лад и играть E-E7-A-Am – так лучше. Однако ставить каподастр так высоко бывает не очень хорошо, потому что тогда поднятая гитара начинает конкурировать с голосом. Поэтому, к примеру, в данном случае я остановился на варианте A-A7-D-Dm. В тональности A песня звучит совсем по-другому, более романтично, чем в оригинальной маршевой С. Но в данном случае, хоть я и за соблюдение чистоты авторского исполнения, я играю эту вещь в A.
      4. Что касается большого количества в подборах аккордов на баррэ, вроде D(II)(232452) или C7(III)(353533), хотя, очевидно, что их легче играть в первой позиции. Это требование связано с тем, что важна не только гармония аккорда, но и последовательность нот, участвующих в аккорде, а также наличие в нем нескольких одинаковых нот и их соотношение! Для демонстрации этого факта возьмите аккорд D пятью разными способами:
     (23200x), (II)(232452), (V)(577755), (Capo VII, 300023), (Capo X, 001220)
     Не правда ли, совсем по-разному звучит, хотя гармонически аккорд один и тот же!
     Попробуйте сыграть вступление "Песни друзей" - A G A C с обычной аппликатурой. А где же оригинальный заводной панк? Он появится, только если вы сыграете вот так - A(V) G(III) A(V) C(VIII).
      Яркий пример в этом плане – песня Yes – Nine Voices. Простые и банальные аккорды (E, Am) там сыграны такой аппликатурой, что их не узнать, а песня звучит очень экзотически. Чтобы повторить атмосферу песни, пришлось пойти на хитрые уловки, описанные в комментариях к этой песне.
     5. В некоторых случаях мне пришлось изменить в песнях даже авторитетные аккорды, встречающиеся во многих источниках, на первый взгляд верные. Однако бывает так – гитарный аккорд написан верно, но в данный момент гармонию создает не гитара, а, например, вокальный дабл-трек или басовая линия (примеры – Chicago – Hard to say I’m Sorry или Queen – Under Pressure), создающие в общем ощущение совсем другой гармонии, которая выражается совсем другим аккордом! Учтите этот факт, попробуйте играть так, как написано, можете мне верить! ;)
(Wisekaa)